Нейросонография

Нейросонография ребенку в Санкт-Петербурге

Нейросонография (НСГ) — ультразвуковое исследование, которое позволяет оценить различные параметры развития головного мозга, особенности кровообращения в нем, строение черепа, выявить присутствие патологической жидкости, новообразований, гематом и определить другие критерии здоровья.

Этот метод применяется преимущественно у новорожденных детей, у которых другие направления неврологической диагностики неинформативны и не дают точных оценок. УЗИ головного мозга является безопасным исследованием для недоношенных детей, а также малышей, рожденных в срок. Это неинвазивный тест, который позволяет точно оценить выбранные структуры мозга.

УЗИ головы ребенку (нейросонография, ультрасонография, чрезродничковая транскраниальная нейросонография)
Ефремова Светлана Георгиевна

Врач УЗИ, врач-остеопат

Онлайн запись
21.05.2022

Виды нейросонографии

Все виды исследования используют ультразвук — УЗ-волны, отраженные от тканей, обрабатываются специальным оборудованием и готовое изображение поступает на монитор.

Но в зависимости от способа доступа к исследуемым тканям, нейросонография может быть:

• Чрезродничковой. Исследование проводится с накладыванием ультразвукового датчика на передний (теменной) и задний (затылочный) родничок. Такая НСГ информативна у детей первых 6 месяцев жизни, так как в более старшем возрасте происходит сращивание костей черепа.
  • Транскраниальной. Обследование проводят через кости черепа, такая НСГ может использоваться у детей старше полугода, а также у подростков и взрослых.
  • Комбинированной. Ультразвуковое сканирование головного мозга проводится последовательно через родничок, и через кости черепа — это позволяет получить максимально полную диагностическую картину.
  • Допплерографической. НСГ с дуплексным сканированием предоставляет врачу информацию о параметрах кровообращения в головном мозге.
  • Транскраниальная ультрасонография. Это не отдельный вид УЗИ головного мозга, а усовершенствованная классическая методика, которая использует новейшее оборудование с высоким разрешением. Благодаря этому исследование может проводиться у пациентов любого возраста и с высокой точностью определять различные отклонения от нормы — от травм костей черепа, до изменений в структуре головного мозга.

В педиатрической практике применяются все перечисленные виды НСГ, но какой именно назначать ребенку, клиницист решает с учетом всех особенностей клинического случая.

Показания к исследованию

Исследование головного мозга ребенка с помощью ультразвука назначается при:

• выявленных при пренатальном исследовании пороках внутриутробного развития
  • осложненном течении или патологии беременности (тяжелый гестоз, инфекционные заболевания, лечение матери гормональными, антибактериальными препаратами и пр.)
  • травматических повреждениях головы, лица, позвоночника ребенка, в том числе, во время родов
  • гипоксии плода во время беременности, нарушении фетоплацентарного кровообращения, осложненной родовой деятельности и других факторов, потенциально угрожающих состоянию ЦНС ребенка
  • особенностях родов или родовспоможения (стимуляция родовой деятельности, накладывание головных щипцов, стремительные роды и пр.)
  • недоношенности
  • генетических заболеваниях или аномалии у плода
  • внутриутробных инфекциях
  • реанимационных мероприятиях, проведенных для новорожденного
  • любых симптомах и признаках, которые указывают на возможные отклонения в функциях ЦНС, нарушения кровообращения в головном мозге (чрезмерные или слабые рефлексы, аномальный мышечный тонус, повышенное внутричерепное давление с выпячиванием родничка, судороги и пр.)

УЗИ головного мозга — это базовая диагностика, которую можно делать грудничкам сразу после рождения. По мнению специалистов в педиатрии, также при наличии тревожных симптомов дома или на осмотре, спорных результатах лабораторных анализов, можно сделать МРТ даже маленьким пациентам с незаросшим родничком. Однако, хотя оно и является более детальным обследованием, в силу всего процесса подготовки к его проведению его можно назвать – в некоторой степени - инвазивным. Детская нейросонография полностью безопасна, не требует ни анестезии, в то же время детская магнитно-резонансная диагностика или КТ проводится только во сне из-за невозможности младенца сохранять неподвижность во время процедуры.

УЗИ головного мозга можно проводить до зарастания родничка, и повторять этот анализ повторять столько раз, сколько необходимо, чтобы поставить диагноз и назначить лечение. Также нейросонографию делают с целью контроля эффективности терапии, чтобы при необходимости вовремя скорректировать лечение. Диагностика не требует специальной подготовки. Также важно, что младенец во время осмотра не чувствует никакого дискомфорта, чрезмерного напряжения или страха из-за отсутствия родителей в кабинете.

Ультразвуковые волны сканируют детский головной мозг и позволяют найти любые патологии. Диагностика направлена на выявление таких проблем со здоровьем:

• внутримозговые или внутрижелудочковые кровотечения и их последствия
  • расширение желудочков головного мозга
  • перивентрикулярная лейкомаляция
  • сосудистые мальформации
  • наличие пороков развития ЦНС
  • гидроцефалию
  • опухоли и кисты.

В этих и других случаях педиатр назначает НСГ, как самостоятельный метод исследования, и может дополнительно рекомендовать другие — уточняющие поставленный диагноз или исключающие его.

Особенности проведения нейросонографии

Нейросонография абсолютно безвредна для детей с первых дней жизни. Она не несет в себе рисков лучевой нагрузки на детский организм, как рентгенография, и совершенно безболезненна для ребенка.

Продолжительность диагностики — около 15-20 минут. Специальной подготовки не требуется, но если малыш очень активный или беспокойный, лучше записаться на НСГ на время, когда он обычно спит. Это позволит избежать погрешностей в интерпретации результатов нейросонографии.

Если НСГ проводится повторно, важно взять с собой данные по предыдущим исследованиям. Это поможет оценить изменения в головном мозге, и сформировать правильную тактику коррекции выявленных отклонений и заболеваний.

«Остеомед» СПБ приглашает вас пройти нейросонографию в удобное для вас и вашего малыша время. Мы используем ультразвуковое оборудование последнего поколения, которое обеспечивает огромный массив точной информации о состоянии головного мозга и позволяет сформировать наиболее рациональную стратегию лечения. У нас есть экспертные ультразвуковые аппараты с набором педиатрических головок, которые позволяют точно оценить внутричерепные структуры.

Запись на УЗИ головного мозга и другие комплексные исследования, а также на прием к специалистам (детский кардиолог, детский ЛОР, детский гастроэнтеролог и т.д.) ведется по телефону и онлайн.

Адреса центров в Санкт-Петербурге:
Московский район

о новых услугах, скидках и акциях!

АДРЕСА центров в Санкт-Петербурге