Задержка развития
Задержка развития

Задержка развития

По некоторым данным, детей с умственными нарушениями ежегодно становится больше и больше. Одни из них отличаются необузданностью поведения, агрессивностью, драчливостью. Как правило, плохо учатся, не могут сосредоточиться на изучении материала. Другие, наоборот, боязливы, подавлены, несамостоятельны, все делают по принуждению взрослых. Низкая активность подавляет у нихи интеллектуальное развитие. Родители и тех и других детей зачастую не соглашаются с тем, что их малыш имеет задержку развития.

Задержка развития психики, которое обнаруживается обычно в возрасте до трех лет, а нередко только к младшему школьному возрасту, когда начинают формироваться логическое и абстрактное мышление. Отсутствие такого мышления или недостаток его развития выявляется в школе, как правило на уроках математики. В раннем детском возрасте задержка развития может проявляться в недоразвитии речи и неспособности выполнять тонкие движения, в ограничении общения, в слабой способностью к обучению.

Классификация

Под воздействием внешних причин в структурах головного мозга ребенка нарушаются обменные процессы и может развиться умственная отсталость, или олигофрения. Задержка развития бывает трех степеней выраженности.

Первая - легкая, так называемая дебильность. При этой степени умственной отсталости ребенок в состоянии достигнуть полной независимости в уходе за собой, приобретает навыки домашней работы. Основные затруднения начнутся в школе: такие дети не в состоянии успешно учиться по программе, предусмотренной для здоровых детей. И все-таки они могут научиться читать, писать и считать. Они в состоянии освоить какое-то простое ремесло и выполнять несложную работу.

Средняя степень олигофрении - умеренная умственная отсталость, или имбецильность. Вот такому ребенку навыки самообслуживания даются уже с очень большим трудом. Он плохо осваивает даже самые простые движения, не всегда понимает речь. В детстве и подростковом возрасте обязательно нуждается в специальном педагогическом внимании и обучении. В зрелом возрасте люди, страдающие имбецильностью, требуют за собой серьезного надзора.

И наконец, последняя, глубокая стадия умственной отсталости - это идиотия, при которой человек не развивается выше уровня трехлетнего ребенка. Такие больные совсем неспособны к пониманию и выполнению требований, правил, инструкций. Им присущи грубые нарушения в двигательной сфере. Часто случается недержание мочи и кала. Могут быть тяжелые неврологические нарушения. Причины идиотии в основном органические, то есть генетические, наследственные, хотя иногда это состояние возникает после очень тяжелых травм головного мозга.

Лечение

Умственную отсталость обычно считают неизлечимой. Однако, не удается вылечить только тех детей, в основе дефекта которых лежат генетические или тяжелые социальные причины. А таких среди всех детей с задержкой развития примерно 30%, остальные же 70% страдают от телесных (соматических) причин. И вот этих детей можно и нужно лечить. Они излечимы.

К сожалению, и врачи, и педагоги всех малышей с задержкой развития объявляют дебилами, направляя их в спецшколы для недоразвитых, пополняя число умственно отсталых. И тем самым калечат всю их судьбу. На самом деле у большинства таких ребятишек отставание в развитии носит временный характер. Нужно прежде всего разобраться в причине задержки развития малыша. Если, например, она кроется в наследственности и ребенок как бы находится на более ранней ступени развития, напоминая детей младшего возраста, - это один разговор. Такой малыш действительно нуждается в специальном обучении. А вот если задержка развития вызвана какими-либо заболеваниями, например хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, пороками сердца и др., то организм ребенка оказывается ослабленным. Это естественно снижает его активность и, как следствие, вызывает нарушения в развитии психических функций. К такому ребенку - иной подход. Потребуется вылечить его от основного заболевания, укрепить иммунитет, создать благоприятную обстановку в семье и школе и спокойной с ним заниматься по общеобразовательной программе.

Очень часто задержка развития возникает из-за неблагоприятных социальных условий, при которых травмируется психика ребенка. Например, из-за безнадзорности и отсутствия воспитания не развивается интеллект, способность к познавательной деятельности. И наоборот, при избыточной опеке, изнеживающем воспитании формируется несамостоятельны, безынициативный, безответственный, эгостичный человек, нуждающийся в постоянной помощи и опеке.

При таких причинах задержки развития достаточно изменить условия воспитания, и психика ребенка восстановится.

Хуже поддаются коррекции задержка развития, возникающая из-за болезней головного мозга, которым предшествовала осложненная беременность матери (тяжелые токсикозы, инфекцииотравления, травмы), нарушения у самого ребенка (надоношенность, удушье, родовые травмы), а также заболевания первых лет жизни.

Главное при любом виде задержки развития - как можно раньше провести диагностику заболевания, выявить его причины.

Прежде всего определяется конкретный отдел повреждения в области коры или других центров головного мозга. Это особенно важно для самых маленьких детей, так как от правильности и быстрой диагностики зависит успех в лечении заболевания, а значит, и судьба маленького человечка.

Лечение умственной отсталости должно быть комплексным: с включением лекарственной терапии и медико-педагогической работы с ребенком и родителями. Но не все средства традиционного лечения (или не в любом случае) детям с умственной отсталостью полезны. Например, нежелательны такие лекарства, как кавинтон, пирацетал (ноотропил), инстенон, церебролизин, глиатилин. Врачи очень часто их назначают и, сами того не желая, детям вредят. Это происходит от незнания.

Не рекомендуется применение электропроцедур, мануальной терапии, посещение спортивных секций, а в отдельных случаях и уроков физкультуры. Категорически противопоказано модное сейчас лечение стволовыми клетками (фетальная терапия). Нельзя принимать психотропные и наркотические средства.

Задача заботливых родителей - внимательнее относиться к своим малышам, наблюдать за ними, а при подозрении на неладное в их развитии своевременно обратиться к опытному врачу. А главное - никогда, ни при каких условиях не терять надежды на успех.

ОСТЕОПАТИЯ И ЛЕЧЕНИЕ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ

Многие родители отмечают значительный прогресс в развитии ребёнка даже после курса самого банального общеукрепляющего массажа. Что уж говорить о куда более ёмких, сложных и эффективных техниках остеопатического лечения, которые предполагают далеко не только «разминание мышц», но и комплексную диагностику с последующим лечением даже структур мозга!

Отставание в развитии может быть вызвано огромным количеством причин. Чаще всего – органическими повреждениями, возникшими либо ещё в перинатальном периоде, либо как следствие родовой травмы, либо после неудачных падений, ушибов и т.д. Остеопатическая помощь в этих случаях просто незаменима. Ведь остеопат сначала проводит полную, тщательную диагностику всех нарушений-отклонений в работе детского организма, потом приступает к лечению. В результате мягких и безболезненных манипуляций, остеопат устраняет:

  • все зажимы и блоки в системе мышц и связок
  • повреждения костных структур
  • нарушение тока жидкостей (крови, лимфы, ликвора)

… а также осуществляет тончайшую работу над структурами головного мозга, костей черепа, мозговых оболочек, нормализует все процессы и, тем самым, «будит» спящие зоны, отвечающие за те или иные аспекты развития ребёнка.

Все эти, наработанные более чем за сотню лет, методики остеопатического лечения позволяют достичь заметного прогресса в развитии ребёночка (а в составе комплексного лечения даже у детей с тяжёлыми нарушениями).

Причины
Причины
1
Причины умственной отсталости могут быть внутренними, то есть врожденными, генетически обусловленными, и внешними. С врожденной умственной отсталостью все ясно - улучшить состояние такого больного практически невозможно. Оно, как говорится, дано ему от природы. А вот если ребенок родился с задержкой развития из-за того, что его мать во время беременности перенесла вирусное заболевание, то такого ребенка можно лечить. Причина его умственной отсталости получена им извне: на его центральную нервную систему могли повлиять токсины, вырабатываемые вирусами. Подобное воздействие на будущего ребенка оказывают порой и сильнодействующие лекарства, принимаемые матерью во время беременности, а также ее болезни, связанные с обменом веществ. Внешней причиной задержки развития ребенка могут быть и травмы при родах, и черепно-мозговые травмы младенца, а также заболевание энцефалитом в возрасте до 3 лет. Кстати, причиной нарушений в сфере логического мышления чаще всего бывает перенесенные ребенком во время родов кислородное голодание разной длительности - гипоксия или аноксия.
Практически всегда в развитии патологии присутствует несколько причин
Запись на прием
Запись на прием
Время приема
Дата визита
01 / 09 / 2007
Коскелайнен Ирина Константиновна

Врач-невролог, остеопат.

Доктор остеопатии Европы.

консультация
Получите консультацию

Укажите ваш номер телефона и специалист клиники
свяжется с Вами в течении 15 минут и проконсультирует

АДРЕСА КЛИНИК НА КАРТЕ