Спаечный процесс

Остеопат при спаечном процессе

ОСТЕОПАТИЯ И СПАЕЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Обычно в многопрофильных клиниках пациентам со спаечной болезнью предлагают либо консервативное лечение, либо хирургическое вмешательство, которое само по себе способствует образованию новых спаек. Остеопатия предлагает более мягкие и естественные способы лечения.

Способы и методы, которыми располагает современная медицина, несомненно, эффективно устраняют спаечный процесс. Но они не учитывают одного весьма важного факта. Устраняются спайки, но остается причина их возникновения. В связи с этим в перспективе спаечная болезнь снова может развиваться.

Остеопатия имеет в решении этой проблемы определенные преимущества:

• остеопатия борется с причинами, а не с проявлениями;
  • в основе применения остеопатии лежит целостное понимание организма как единой системы;
  • остеопат заново доводит организм до уровня саморегулирующейся системы, которая эффективно противостоит развитию патологических процессов.

Что такое спаечный процесс?

Спаечный процесс в малом тазу у женщин — это довольно серьезная проблема, с которой, вот уже на протяжении многих лет борются медики по всему миру. Даже в классификации заболеваний ВОЗ спаечный процесс внесен с отдельную категорию. По последним статистическим данным, в России именно эта проблема является причиной бесплодия у 4х миллионов супружеских пар.

Причины спаечного процесса у женщин

Самая распространенная причина возникновения спаек в малом тазу — это воспалительные заболевания внутренних половых органов. Воспаления могут появиться по разным причинам: ЗППП, такие как хламидиоз или гонорея, кишечная палочка, стрептококки или стафилококки. Все эти воспалительные заболевания могут перейти в хроническую форму, от чего их лечение затрудняется. Однако даже после окончательного выздоровления говорить о полном излечении, к сожалению, рано. Наиболее частыми последствиями перенесенных воспалений являются нарушения менструального цикла, невозможность выносить плод во время беременности, различные патологии во время беременности (замершая беременность, патологии плода, мертворождение) и даже полное бесплодие.

Конечно же, при вовремя начатом правильном лечении развитие спаек маловероятно. Но, как уже было сказано выше, существуют хронические формы заболевания. Дело в том, что некоторые воспалительные процессы могут протекать в организме женщины со слабовыраженной симптоматикой, в результате чего обращение к врачу затягивается или не происходит вовсе. Бывает и так, что в начале заболевания женщина строго следует всем рекомендациям лечащего врача, однако при первом стихании острых симптомов лечение останавливает. В результате болезнь оказывается не вылеченной окончательно и перетекает в столь опасную хроническую форму, в результате которой и могут образоваться спайки со всеми вытекающими последствиями.

Стать хроническим заболевание может и в зависимости от особенностей организма женщины и состояния иммунной системы. Женщины со слабым иммунитетом наиболее часто подвержены риску хронизации воспалительного процесса в малом тазу. А в условиях современной экологии процент таких женщин чрезвычайно велик. Только на сегодняшний день регистрируется более 30% пациенток со спаечным процессом после перенесенных воспалительных гинекологических заболеваний.

Формирование спаек

Главную роль в образовании спаек врачи отводят цитокинам. Также немаловажными являются клеточные и гуморальные факторы в очаге воспаления, такие как белки, медиаторы воспаления, иммунокомпетентные клетки и некоторые другие вещества. Именно наличие этих факторов межклеточного взаимодействия активируют воспалительный процесс и, с другой стороны — останавливают его. Провоспалительные цитокины притягиваю к очагу воспаления лейкоциты, тогда как противовоспалительные цитокины способствую росту и дифференцировки новых клеток.

В связи с тем, что эти процессы протекают параллельно и повторяются при хроническом воспалительном процессе, на месте очага воспаления образуется дополнительная соединительная ткань, которая и является спайками.

Симптомы

Симптомов спаечного процесса в малом тазу множество и все они разнообразны. Это могут быть боли внизу живота различной интенсивности, запоры, в результате спаек между петлями кишечника, внематочная беременность из-за перегибов и деформации маточных труб и невозможность трансплантации оплодотворенной яйцеклетки в полость матки.

Частые воспалительные процессы также могут быть последствием спаек. Из-за ограничения лимфотока снижаются защитные силы органа, в результате чего и происходят рецидивирующие воспаления. Из-за затрудненной циркуляции крови может развиться варикоз и застойные явления.

Лечение спаек

На сегодняшний день существует два способа лечения спаек: консервативный и хирургический. Хирургическое вмешательство показано при сильно выраженном спаечном процессе. Во время операции рассекаются спайки, иногда проводится пластика труб. Современные методы позволяют широко использовать лапароскопию, как наиболее безопасный и эффективный метод. Однако, оперативное вмешательство не всегда оказывается эффективным при рецидивирующем воспалительном процессе, да и не всем пациенткам такой способ лечения подходит. Консервативный метод включает в себя целый комплекс мероприятий для лечения и последующей профилактики.

Комплексное консервативное лечение подразумевает воздействие на уже образованные спайки и профилактику воспалительного процесса, из-за которого спайки появляются. Поэтому, вместе с противовоспалительными препаратами, активно применяют иммуномодулирующие и ферментные средства.

Наиболее перспективными врачи считают ферментные препараты на основе гиалуронидазы, ферменте, способном расщеплять кислые мукополисахариды и гиалуроновую кислоту, являющиеся основным составляющим соединительной ткани. Также ферментные препараты увеличивают проницаемость тканьевых барьеров, уменьшают отечность тканей и повышает ее эластичность. Но клиническое действие данных препаратов не высоко, так как в организме имеется около 80 ингибиторов данного фермента. К тому же, гиалуронидаза может вызвать аллергические реакции при попадании в организм. Именно поэтому исследователями были разработаны некоторые соединения гиалуронидазы для улучшения ее эффективности. Например, комплекс гиалуронидазы и высокомолекулярного носителя поли-н-оксида: носитель поли-н-оксид защищает гиалуронидазу от ингибиторов организма, в результате чего его эффективность увеличивается, а побочные явления снижаются.

К сожалению, пока что нет комплекса, способного полностью избавить от спаек, особенно от тех, которые находятся в организме уже давно или вызваны долгим хроническим воспалением. Но любое лечение способно улучшить функции органов и общее состояние женщины. Пациентка избавляется от наиболее опасных и неприятных симптомов заболевания, боли, вызванные спаечным процессом, уменьшаются и организму намного проще восстанавливать нарушенные функции.

25.04.2024

Смирнов Андрей Валерьевич

Главный врач сети клиник ОСТЕОМЕД, невролог-остеопат, кандидат медицинских наук, член ЕНРО, доктор остеопатии Европы (регистрационный номер 248041051021), преподаватель «Школы остеопатии на Неве» при кафедре неврологии СПбИУВЭ

Цоллер Кристина Александровна