Нестабильное психоэмоциональное состояние

Если человек испытывает стресс – сжимаются многие мышечные группы, следуя древним законам спасения своей жизни, наш организм готовится к защите или к атаке. После того, как стрессовый фактор прекращает свое действие, полного осознания этого на уровне центральной нервной системы может не наступить. Как результат - мышечный спазм сохранится, но в более слабом, подпороговом качестве. А любой спазм – это нарушение кровообращения, это – фактор, тянущий на себя окружающие фасции, способствующий смещению органов, костей позвонков.

Последствия

Нестабильное психоэмоциональное состояние может вызвать нарушения в работе любых органов. Далее следует несколько примеров подобных нарушений:

• Желудочно-кишечная система: стресс часто ведет к хроническим расстройствам желудка, «нервным» болям в животе, язвам пищеварительного тракта.
  • Сердечно-сосудистая система: основными проявлениями стресса в этой системе обычно являются частые боли в области грудной клетки.
  • Кожа: стресс может вызвать покраснение кожи, появление прыщей, а в острой форме это может привести и к экземе либо другим заболеваниям кожи.

Перечисленные негативные последствия стресса могут поочередно сменять друг друга. Кроме того, стресс является причиной интенсивного старения, так как оставляет необратимые изменения в биохимических процессах и обуславливает старение тканей.

Остеопатия и нестабильное психоэмоциональное состояние

В современной остеопатии придается очень большое значение психо-эмоциональным аспектам, влияющим на функционирование тела. Старая поговорка о том, что «все болезни от нервов», не утратила своей актуальности и сегодня, более того, подтверждена многими клиническими испытаниями в остеопатии, клинике нервных болезней и психиатрии пограничных состояний. Вот почему многие остеопаты все чаще обращают свой взор на проблему «эмоционального» компонента телесной дисфункции.

Человеческое тело чутко реагирует на эмоции.

Если в момент травмы человек испытывал сильные деструктивные (разрушительные) эмоции, то кроме повреждения на уровне тканей тела у него формируется очаг патологической стресс имульсии на уровне головного мозга-психики. Остеопаты называют это состояние – неотреагированной (подавленной или не высвободившейся по каким-либо причинам), непереосознанной эмоцией. Примером может быть автокатастрофа с резким торможением и хлыстовой травмой шейного отдела позвоночника и черепа. Обратившийся к остеопату за помощью пациент уже не помнит того страха-стресса-гнева, который он испытывал в момент дорожного происшествия, но об этом помнит его тело. В подобном случае, если идти только с позиций телесного лечения, можно долго вправлять смещенные позвонки и удивляться, почему они вновь принимают неправильное положение. Причина в том, что человек до сих пор не вышел из состояния психо-телесной травмы во время аварии. Он все время неосознанно возвращается туда, он продолжает испытывать стресс и страх, он вспоминает свою боль и, как следствие, в теле вновь напрягаются мышцы и связки, вновь повторяется механизм травматизации. Задача остеопата, помочь пациенту переосознать травматическое происшествие, позволить психике-телу понять, что «все уже закончилось», опыт получен и нет никакой необходимости к нему возвращаться. Не нужно обдумывать, радоваться, сомневаться или волноваться, просто позволить сознанию (как будет далее рассказано) высвободить уже лишние (они были актуальны лишь на момент травмы), патологические эмоции. В остеопатии подобный процесс запускается через тело, по обратной сомато-психической связи. Остеопат не занимается психологическими изысками, он не расспрашивает пациента, он просто помогает особыми телесными приемами и вербальной акцентуацией запустить самостоятельный процесс телесно-эмоционального высвобождения и переосознания. На самом деле пациент может даже ничего не рассказывать своему доктору-остеопату, его задача – позволить сознанию признать эмоциональную травму, выпустить ее из подпороговой импульсации, подсознательно-телесной фиксации, в активные слои сознания. В этот момент в центральной нервной системе включаются особые механизмы изменения работы нервных клеток, актуальность патологической эмоции тормозится, в сознании наступает умиротворение, а в теле расслабляются мышечно-сухожильно-органные спазмы и фиксации.

Подобный подход в остеопатии может быть использован и при других неблагоприятных психических фиксациях.

Часто бывает, что болезнь обостряется или манифестируется (начинается) после каких-то тяжелых негативных переживаний. Здесь могут быть: несчастная любовь, обида на родителей, ссора с близкими, разочарование в чем-то важном, в своем прошлом выборе, гнев на сотрудников, сложности в работе с сильным задействованием внутреннего «чувства долга» и многие другие состояния. Как правило, после таких переживаний в теле что-то «ломается», начинаются боли в спине или шее, расстройства работы печени или почек, межреберные невралгии, приступы артериальной гипертензии и многие другие неприятности. Если подходить к такому заболеванию формально, оценивая только физические факторы смещений, мышечных спазмов или нарушений биохимического баланса тела – потребуется очень много времени на лечение и эффект часто остается не стойким, так как – не устранена причина заболевания. Психо-эмоциональная причина, разрушавшая гармонию тела. Задача остеопата - помочь своему пациенту, а значит, способствовать осознанию и последующему освобождению от негативного переживания.

В тех случаях, когда человек пытался «примерить» на себя проблемы, эмоциональные переживания своих близких, также необходимо переосознание. В процессе остеопатического телесно-психического диалога между сознанием пациента и его «внутренним я», происходит осознание чужеродности этих привнесенных эмоций и их неактуальности. При этом, человек понимает, что послужило к патологическому резонансу и в дальнейшем может изменить свои реакции в подобных психотравматических ситуациях.

Не менее важно в остеопатии - переосознание пациентом телеснофиксированных страхов идущих из прошлого. Очень часто страх – это ведущий фактор многих физических заболеваний. Китайские врачеватели не даром считали энергию холода-страха – основной причиной не только болевого синдрома позвоночника, но и камнеобразования, разрушения органов, многих других патологических состояний. Неосознанный страх прошлого может не позволять жить в настоящем и двигаться в будущее. Устранение актуальности подобного страха на сеансах остеопатии, позволят пациентам буквально начать «новую жизнь», открывает для них множество удивительных возможностей.

В настоящее время в остеопатии и биодинамике существует достаточно много различных приемов взаимодействия остеопат – пациент для достижения эффекта эмоционального релизинга (расслабления).

16.04.2024

Цоллер Кристина Александровна

Врач невролог-остеопат, к.м.н., член ЕНРО и РОСА, доктор остеопатии Европы (регистрационный номер 204115070812), директор «Школы остеопатии на Неве», руководитель курса остеопатии при кафедре неврологии СПбИУВЭ

Черный Роман Анатольевич