Хронический аппендицит

Хронический аппендицит – вялотекущая форма воспалительного процесса в червеобразном отростке слепой кишки, чаще всего связанная с ранее перенесенным приступом острого аппендицита. Лечение хронического аппендицита при невыраженных проявлениях – консервативное, при стойком болевом синдроме показана аппендэктомия.

Аппендицит – это воспаление червеобразного отростка. Яркая клиническая симптоматика и многочисленные нюансы острого и хронического воспаления аппендикса делают постановку диагноза и хирургическое лечение аппендицита одновременно легкой и сложной врачебной задачей.

Различают рецидивирующий хронический аппендицит и первично-хронический аппендицит. Рецидивирующий аппендицит развивается после перенесенного приступа острого аппендицита, первично-хронический – при отсутствии предшествовавшего острого приступа.

Обычно после перенесенного острого воспаления червеобразного отростка полного выздоровления не наступает. В отростке, его брыжейке и в окружающих тканях остаются значительные патологоанатомические изменения в виде рубцов и спаек. Рубцовые изменения в стенке отростка суживают его просвет, образуют перегибы, перемычки, что затрудняет опорожнение полости отростка.

Наличие рубцов и спаек нарушает васкуляризацию и иннервацию отростка и его брыжейки. Нарушение трофики понижает устойчивость ткани стенки отростка к внедрению инфекции, следствием чего является новое воспаление, более частая перфорация и гангрена отростка.

Кроме того, в отростке и в спайках продолжает существовать дремлющая инфекция, готовая при неблагоприятных условиях дать новую вспышку воспалительного процесса. При первично-хроническом аппендиците воспалительные изменения в отростке бывают выражены слабо.

Симптомы

При обострении заболевания может появляться тошнота и рвота. Во время объективного осмотра врач может обнаруживать болезненность в правой подвздошной области при глубокой пальпации. Нередко слабоположительными бывают симптомы раздражения брюшины и наличия воспаления в области червеобразного отростка.

Характерно наличие в анамнезе одного или нескольких повторных приступов острого аппендицита. В промежутках между приступами субъективные жалобы могут отсутствовать, иногда чувствуется небольшая болезненность в области слепой кишки, отмечаются диспептические явления, запоры. Иногда боли появляются только во время физического напряжения.

При исследовании определяется нерезкая локальная болезненность в области слепой кишки. При рентгенологическом исследовании (о необходимости которого нередко забывают) определяется плохая наполняемость или отсутствие заполнения червеобразного отростка контрастной массой.

При редко встречающемся первично-хроническом аппендиците симптомы бывают аналогичные. Большинство больных жалуется на периодические ноющие боли, плохой аппетит, явления колита, раздражительность. Определяется вздутие и повышенная чувствительность области слепой кишки.

Осложнения

При любой форме хронического аппендицита возможно развитие острого приступа и тяжелого поражения отростка (гангрена, перфорация). В отдельных случаях при наличии спаек может наступить непроходимость кишечника.

Диагноз

Наличие локальной болезненности в правой подвздошной области может указывать на аппендицит. В некоторых трудных случаях выяснению диагноза может помочь рентгенография червеобразного отростка.

Путем всестороннего обследования необходимо исключить заболевание правой почки и мочеточника, желчного пузыря, двенадцатиперстной кишки и женской половой сферы. Клиническую картину, сходную с хроническим аппендицитом, иногда вызывают глисты. Поэтому следует обязательно производить соответствующее исследование на яйца глистов.

Лечение

При наличии в анамнезе хотя бы одного приступа острого аппендицита показано хирургическое лечение с целью предотвратить возможность рецидива острого приступа.

До операции рекомендуется растительно-молочная диэта с ограничением черного хлеба, капусты и мяса. Местно: грелки, а при запорах клизмы.

ОСТЕОПАТИЯ И ХРОНИЧЕСКИЙ АППЕНДИЦИТ

Среди всех негативных последствий хирургического вмешательства особое место занимают спайки: после операции, вследствие которой происходит повреждение мягких тканей, могут образовываться внутренние рубцы, «склеивающие» органы и ткани. Из-за этого нарушается их естественная подвижность, что, в свою очередь, приводит к нарушению и их функции.

Спайки могут никак себя не «выдавать», а могут периодически беспокоить болевыми ощущениями. Обычно пациенты жалуются на тянущие боли в области проведения операции, дискомфорт зачастую возникает при физических нагрузках или при резком изменении положения тела. Иногда новообразованные «лишние» связки вызывают серьёзные нарушения и последствия. Так, спайки после аппендицита могут стать причиной расстройств желудочно-кишечного тракта – например, частых запоров или нарушений двигательной функции кишечника и желчевыводящих путей.

Выявить послеоперационные спайки не так просто: например, аппарат УЗИ их просто «не видит». В последнее время для выявления проблемы активно используется лапароскопия. При этой малоинвазивной процедуре в небольшие проколы стенки живота в брюшную полость человека вводится миниатюрная видеокамера, которая передаёт визуальное изображение внутренних органов на компьютер. Такое «минивторжение» в организм проводится под общим наркозом.

Однако выявить наличие спаек и провести их лечение можно и без оперативного вмешательства, например, в остеопатическом центре. Остеопат способен «увидеть» проблему своими чувствительными пальцами: зная досконально все анатомические и физиологические особенности человеческого организма, он быстро обнаружит нарушение.

26.04.2024

Смирнов Андрей Валерьевич

Главный врач сети клиник ОСТЕОМЕД, невролог-остеопат, кандидат медицинских наук, член ЕНРО, доктор остеопатии Европы (регистрационный номер 248041051021), преподаватель «Школы остеопатии на Неве» при кафедре неврологии СПбИУВЭ

Цоллер Кристина Александровна