Дискинезия желчных путей

ОСТЕОПАТИЯ И ДИСКИНЕЗИЯ ЖЕЛЧНЫХ ПУТЕЙ

Когда врач-остеопат занимается лечением пациента с дискинезией желчевыводящих путей, то перед ним стоят две основные задачи:

• выявить все причинно-следственные связи, которые имеют отношение к данной патологии;
  • устранить их, создав оптимальные условия в организме для правильного функционирования желчного пузыря.

Для того чтобы лечить патологию на причинном уровне, врач должен устранить нарушения, которые имеют место со стороны соседних органов, костной системы, восстановить нормальную циркуляцию крови и иннервацию. В нашей клинике работают профессионалы, которые отлично справляются с этими задачами.

Что такое ДЖВП?

ДЖВП (дискинезия желчевыводящих путей) или дискинезия желчных путей – это функциональное расстройство работы стенок желчного пузыря и желчных протоков, в результате которого нарушается своевременное и равномерное отделение желчи в кишечник.

Важность этой проблемы велика потому, что желчь является основным компонентом пищеварительных соков и принимает непосредственное участие в расщеплении пищи, а также в стимуляции работы кишечника за счет своего раздражающего действия.

нарушения в графике приема пищи, нерегулярное питание,
потребление избытка жиров,
потребление вредных продуктов – чипсы, сухарики, газировки, жвачка,
паразитозы, особенно лямблии,
проблемы с пищеварением – гастриты, отравления, поражения кишечника,
прием некоторых медикаментов.
Практически всегда в развитии патологии присутствует несколько причин

Чаще всего дискинезии желчевыводящих путей выявляются у молодых людей.

Застои желчи в пузыре и протоках приводят к ее сгущению, образованию камней, нарушению свойств желчи – утрате ее антимикробной функции. При нарушении желчевыделения страдает расщепление жиров, всасывание жиро-растворимых витаминов, нарушается обмен веществ, формируются проблемы пищеварения – запоры или диарея.

Зачастую дискинезии сочетаются с сахарным диабетом, ожирением, пищевой аллергией.

Типы дискинезии

Выделяют основные показатели работы желчных путей – тонус мышц и сфинктеров и кинезию (отток желчи по ходам). Исходя из этих двух показателей, есть несколько вариантов ДЖВП:

• гипотонический (со снижением тонуса сфинктеров),
  • гипертонический (с повышением тонуса),
  • гипокинетический (с замедлением и вялостью оттока желчи),
  • гиперкинетический (с активаций оттока, резким выбросом порций).

В практике врачи используют двойную классификацию, для пациентов же достаточно знания о гипотоническом и гипертоническом типе, кроме того, выделяется еще и смешанный тип. Проявления различных видов заболевания существенно различаются.

Проявления

Симптомы дискинезии желчевыводящих путей зависят от тонуса мышц и движения желчи.

При гипертоническом типе характерны следующие признаки:

• возникновение резкой боли в правом боку при беге или физической нагрузке,
  • эпизоды частого жидкого стула,
  • ощущение жжения в зоне кишечника после стрессов или употребления сладкого,
  • тошнота со рвотой, с примесью желчи,
  • белый надет на языке, его обложенность,
  • нарушения аппетита вплоть до отказа от еды,
  • слабость и головные боли, астения.

При гипотоническом варианте дискинезии желчевыводящих путей возникают

• снижение активности желчного пузыря, проявляется тяжестью в правом боку,
  • нарушение аппетита,
  • хронические длительные запоры,
  • понижение массы.

Смешанные варианты обычно проявляются

• болезненностью и тяжестью в области правого бока,
  • запорами или их чередованием с поносами,
  • нарушением аппетита,
  • болезненностью при прощупывании живота и правого бока,
  • колебаниями массы тела,
  • отрыжками, горечью во рту,
  • общим нарушением состояния.

Диагностика

Основной диагностики ДЖВП является тщательный анализ жалоб, особенно указания на проблемы питания и связь приступов с ними.

Важно указание на болезненность в правом боку, проблемы со стулом и пищеварением.

Дополняет диагностику лабораторное и инструментальное обследование:

• общий анализ крови и мочи,
  • анализ кала на лямблии и копрограмма,
  • печеночные пробы, биохимия крови,
  • проведение ультразвукового обследования печени и желчного пузыря с желчегонным завтраком,
  • проведение фиброгастродуоденоскопии,
  • при необходимости проводится желудочное и кишечное зондирование с взятием проб желчи по стадиям.

Дискинезию желчевыводящих путей лечит терапевт, педиатр или гастроэнтеролог.

Основу лечения дискинезии составляет нормализация питания, а в первое время для установления физиологической работы желчевыводящих путей – особое питание. Иногда только диетической коррекции и нормализации режима дня и активности достаточно для лечения ДЖВП.

Диета при дискинезии желчевыводящих путей

• накладывается строгий запрет на потенциально вредные и раздражающие продукты (чипсы, орешки, газировки, фаст-фуд, соленая рыба),
  • запрещается все сильно соленое, кислое, горькое и острое,
  • резко ограничивается в питании жир с заменой его максимально на растительные масла,
  • ограничиваются приправы и специи, жареное запрещено,
  • все питание первое время дается в теплом и полужидком виде, особенно при болевых приступах,
  • вся пища отваривается, готовится на пару или тушится, запекается в фольге.

Необходимо пересмотреть и рацион, отдается предпочтение молочным, растительным продуктам, постному мясу и рыбе. Сладости резко ограничиваются.

Необходимо учитывать и свойства продуктов, рекомендуется употреблять морковь, яблоки, капусту, растительное масло, свеклу, т.к. эти продукты оказывают желчегонное действие.

При гипертоническом типе дискинезии желчевыводящих путей назначают расслабляющие мускулатуру (спазмолитики) и седативные препараты, разгружают нервную систему, применяют лечебную физкультуру и ограничивают физическую активность. Минеральную воду принимают слабой минерализации и только теплую.

При гипотоническом типе необходимы желчегонные средства, активация физической активности, минеральные воды с желчегонным и стимулирующими стул свойствами. Это сильно минерализованные воды, холодные.

Необходимо лечение заболевания, вызвавшего ДЖВП, так как она редко бывает первичным состоянием. При излечении основного заболевания, дискинезии желчевыводящих путей в большинстве случаев исчезают.

Осложнения

При длительном течении ДЖВП возможно формирование желчекаменной болезни из-за нарушения свойств желчи и ее застоя. Кроме того, нарушение оттока желчи ведет к повреждению желчных путей, к развитию холангита (воспаление желчных путей) и гепатита (воспаления печени).

26.04.2024

Смирнов Андрей Валерьевич

Главный врач сети клиник ОСТЕОМЕД, невролог-остеопат, кандидат медицинских наук, член ЕНРО, доктор остеопатии Европы (регистрационный номер 248041051021), преподаватель «Школы остеопатии на Неве» при кафедре неврологии СПбИУВЭ

Цоллер Кристина Александровна