Цистит

Остеопат при цистите

ОСТЕОПАТИЯ и лечение цистита

При остром хроническом цистите и его обострениях помощь остеопата уменьшит симптомы заболевания и приведет к более быстрому выздоровлению. Если же пациент с хроническим циститом посетит нашу клинику в период ремиссии, то, вполне возможно, удастся предотвратить очередное обострение.

После перенесенного цистита методы остеопатии помогут уменьшить вероятность развития повторного заболевания.

Кроме того, остеопатия является отличным способом профилактики цистита и заболеваний других внутренних органов. Со временем, особенно при образе жизни современного человека, в организме развиваются те или иные нарушения, которые способствуют возникновению патологий малого таза. Остеопатия помогает эффективно их предотвращать.

Что такое цистит?

Цистит — это воспаление слизистой оболочки мочевого пузыря. Самое распространенное женское урологическое заболевание. По статистике, от 30% до 50% женщин болеют циститом в той или иной форме.

Циститы бывают инфекционные и неинфекционные, первичные (появляются в здоровом организме) и вторичные (как осложнение ранее перенесенных заболеваний мочевого пузыря).

Первичные циститы чаще всего острые, Острый цистит — цистит, который впервые, ярко протекает или случается крайне редко. Вторичные — хронические. Также, в зависимости от распространенности процесса, различают очаговый и диффузный цистит.

Еще одна разновидность цистита — интерстициальный. В этом случае воспалительный процесс распространяется на всю толщину слизистой. Так бывает при некоторых особенностях строения стенки мочевого пузыря.

Выделяют дефлорационный цистит или, как его еще называют, цистит «медового месяца». При первом половом акте происходит обильное попадание микрофлоры влагалища в мочеиспускательный канал и мочевой пузырь, после чего развивается воспаление. Цистит медового месяца характерен и для женщин, которые не получают достаточного возбуждения к началу полового акта. Отсутствие достаточного увлажнения приводит к воспалительному процессу, который может распространиться и на уретру. Кроме того, риск заболеть есть и при чрезмерном количестве половых сношений.

Бывают циститы аллергической природы, а также вызванные токсическими компонентами, но встречаются они очень редко.

Причины

Возбудителями заболевания могут стать бактерии, вирусы, половые уреаплазменные и микоплазменные инфекции, грибы, представители условно-патогенной флоры (кишечная палочка, стафилококки, стрептококки и т. д.).

Слизистая мочевого пузыря достаточно устойчива к инфекциям, поэтому для развития цистита недостаточно одного лишь попадания возбудителя заболевания в мочевой пузырь.

Циститом чаще болеют женщины. Так происходит потому, что женский мочеиспускательный канал (уретра) более короткий и широкий, чем мужской. Поэтому инфекция туда намного легче проникает. В непосредственной близости от уретры находятся влагалище и прямая кишка, где много микроорганизмов. Чаще всего из влагалища бактерии попадают в уретру, оттуда уже в мочевой пузырь.

Развитие цистита провоцируют:

• Несоблюдение правил личной гигиены.
  • Пренебрежение правилами гигиены секса.
  • Длительное применение антибиотиков.
  • Ослабленный иммунитет.
  • Переохлаждение, особенно в области таза.
  • Состояние после тяжелых заболеваний или операций.
  • Сидячая работа.
  • Недолеченные половые инфекции.
  • Наследственные заболевания.
  • Острая пища, частое употребление специй, копченостей, алкогольных напитков.
  • Инфекция в органах, связанных с мочевым пузырем или прилегающих к нему.
  • Запоры в тяжелой форме.
  • Искусственное сдерживание мочеиспускания.
  • Неблагоприятное воздействие на мочевой пузырь химических веществ и ядов.
  • Инструментальные урологические обследования.
  • Травма мочеиспускательного канала.
  • Любые хронические воспалительные заболевания.
  • Тесная одежда.
  • Сахарный диабет.

Бактерии прикрепляются к клеткам слизистой оболочки мочевого пузыря и вызывают воспаление. Причем они весьма живучи. Бактерии выделяют специальные вещества, которые образуют поверхностную «пленку» над ними: она способна даже защищать их от действия многих антибиотиков.

Микроорганизмы могут попадать в мочевой пузырь с током крови, лимфы из отдаленных очагов хронического воспаления, при воспалительных процессах в почках, мочеиспускательном канале или в наружных половых органах.

Симптомы

Цистит начинается с болей внизу живота, которые усиливаются по мере наполнения мочевого пузыря. Часто хочется в туалет, хотя количество мочи может быть скудным. Беспокоят боль, резь или жжение при мочеиспускании, выделения крови, боли в области мочевого пузыря и промежности. Больного преследует чувство неполного опорожнения мочевого пузыря. В тяжелых случаях появляются тошнота, рвота, моча становится мутной.

Для цистита не характерна температура выше 37,5. Если симптомы сопровождаются температурой, требуется срочная консультация уролога для исключения заболевания почек.

Цистит может протекать и бессимптомно. В таком случае может диагностироваться случайно при анализе мочи по другому поводу.

Хронический цистит возникает после неправильного лечения острого цистита, при этом в процесс вовлекается вся стенка мочевого пузыря. Основные его проявления такие же, как и проявления острого цистита, но выражены слабее.

Обычно симптомы исчезают уже через 6-10 дней. Но если за это время состояние не улучшилось, необходимо искать причину инфекции.

Не путайте цистит с уретритом — воспалением мочеиспускательного канала. Уретрит проявляется только жжением, болью или резью при мочеиспускании. Часто эти заболевания сопутствуют друг другу.

Диагностика:

• Посев мочи (для выяснения природы возбудителя, вызвавшего воспаление).
  • Урофлоуметрия — исследование потока мочи.
  • Анализ крови.
  • Цистоскопия. Цистоскопия — это исследование внутреннего состояния мочевого пузыря с помощью специальной аппаратуры. Проведение противопоказано при остром цистите.
  • Биопсия мочевого пузыря.
  • Анализы на инфекции, передаваемые половым путем.
  • УЗИ почек, мочевого пузыря.

Последствия

Пиелонефрит — одно из наиболее частых осложнений цистита. При длительном течении инфекция из мочевого пузыря попадает в почки, что приводит к воспалению их ткани. Опасность есть как при острой, так и при хронической форме болезни.

Обострения провоцируют воспалительные заболевания (у женщин — вульвовагиниты, аднекситы, эндометриты), повышенная нагрузка на нижнюю часть спины или травма, недолеченный цистит.

Если женщина страдает хроническим циститом, вполне вероятно, что во время беременности произойдет его очередное или внеочередное обострение. При беременности меняется гормональный фон организма, нарушение микрофлоры влагалища чаще всего усугубляется, иммунитет снижается — это условия для обострения цистита.

Профилактика:

• Исключите такие факторы, как хронический стресс, недосыпание, переохлаждение.
  • Соблюдайте гигиену половых органов.
  • При сидячем образе жизни разминайтесь каждые 15-20 минут.
  • Регулярно сдавайте анализы на инфекции, передающиеся половым путем.
  • Ограничивайте острую, соленую, пряную, жареную пищу.
  • Регулярно опорожняйте мочевой пузырь.
  • По возможности откажитесь от чрезмерно обтягивающей в области таза одежды и нижнего белья из синтетического материала.
  • Потребляйте не менее 2 — 2,5 литров жидкости в день.
  • После полового акта рекомендуется помочиться.
  • Для девушек и женщин: старайтесь как можно чаще менять гигиенические прокладки во время менструации.

Для профилактики цистита рекомендуется ежедневно выпивать стакан клюквенного сока или принимать клюкву в других формах. Это простое и натуральное средство помогло очень многим больным циститом. Клюква предотвращает «прилипание» бактерий к стенкам мочевого пузыря, что не дает инфекции закрепиться.

Лечение

Медики рекомендуют во время болезни соблюдать постельный режим. Показано обильное питье в виде теплых морсов (особенно брусничных и клюквенных), компотов и чая. Рекомендуются овощи и фрукты, молочные продукты.

При острых болях можно использовать теплую грелку, которую располагают внизу живота, или принять горячую ванну. Однако такие процедуры следует исключить, если в моче обнаружена кровь — это усилит кровотечение.

Стадия, вид, форма течения цистита определяет его лечение. Его может прописать только врач по результатам обследований. Обычно оно включает в себя иммунные, антибактериальные, противогрибковые препараты, средства для печени, физиотерапевтические процедуры. Интерстициальный цистит практически не поддается лечению.

В период лечения запрещаются: сильные физические нагрузки, половой акт без презерватива, переохлаждение, спиртное, газированное, кофе, острое, соленое, маринованное, копченое.

Если беременные и те женщины, которые планируют стать мамами, болели циститом, они должны сообщить об этом. Для тех, у кого частые циститы, а беременность наступила, желательно воздержаться на весь период беременности от половых отношений. Цистит может влиять на плод и на течение беременности. Во время беременности нельзя применять полноценное лечение и многие антибактериальные средства, особенно в первые 12 недель.

Полезно применение отвара трав, оказывающих мочегонное действие. Для лечения используют различные сборы, включающие ромашку, зверобой, подорожник, полевой хвощ, аир болотный. Фитотерапия в сочетании с диетой и согревающими процедурами часто бывает достаточно эффективной как при лечении острого цистита, так и для избегания обострений при хроническом течении болезни.

18.04.2024

Смирнов Андрей Валерьевич

Главный врач сети клиник ОСТЕОМЕД, невролог-остеопат, кандидат медицинских наук, член ЕНРО, доктор остеопатии Европы (регистрационный номер 248041051021), преподаватель «Школы остеопатии на Неве» при кафедре неврологии СПбИУВЭ

Цоллер Кристина Александровна