Цистит, пиелонефрит

Остеопат при пиелонефрите

Пиелонефрит – это инфекционное почечное заболевание, которое характеризуется воспалением внутрипочечных сегментов, ткани почки и мочевыводящих путей.

Различается два вида пиелонефрита – острый и хронический. Большинство специалистов склонны считать, что острый пиелонефрит это не что иное, как обострение имеющегося хронического. При этом вы не обязательно можете знать о наличии у вас хронического пиелонефрита. Довольно часто встречается бессимптомная форма заболевания, которая переходит в хроническую и обостряется при определённых ситуациях, и только в этот момент человек узнаёт о наличии у него пиелонефрита.

Стоит отметить, что пиелонефрит – это самое часто встречаемое заболевание мочевыделительной системы у беременных. Более того, у беременных женщин пиелонефрит встречается в разы чаще, чем у других. Это возникает по причине гормональных изменений в организме женщины, а также при возможном сдавливании мочеточников постепенно меняющейся в размерах маткой, что затрудняет вывод мочи, а следовательно, нарушает механизм самозащиты организма от размножающихся внутри микробов.

Дело в том, что пиелонефрит – это, по сути, самое типичное инфекционное заболевание мочевыводящих путей, а прямой причиной его являются микробы, которые размножаются в тканях нашего организма. При нормальной ситуации хороший тонус мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала способствуют своевременному выведению мочи и нормальной циркуляции в почках крови. Это, в свою очередь, способствует естественному очищению организма. Но это при нормальном состоянии организма. У беременной же женщины под воздействием гормона прогестерона происходит расслабление гладкой мускулатуры, а все органы мочевыводящей системы состоят именно из неё. Как результат, их тонус снижается, что способствует задержке вывода мочи и циркуляции крови в почках. Более того, увеличивающаяся с каждым днём матка давит на мочевыводящие пути, почки и мочеточники, что также ведёт к застою циркуляции крови в почках и затруднению опорожнения мочевого пузыря. Если принять во внимание, что ко всему этому иммунитет беременной женщины довольно сильно снижается, можно понять весь процесс возникновения заболевания.

Симптомы острого пиелонефрита при беременности:

• Боли в пояснице. Как правило, бывают боли только с какой-то одной стороны, хотя и не обязательно. Их надо отличать от болей при других заболеваниях, особенно при угрозе прерывания беременности. Или же причиной боли при нормальном течении беременности может быть ситуация, когда нагрузка возрастает на позвоночник от растущего плода и матки.
  • Повышение температуры тела. Опять-таки, не совсем специфический симптом. Повышение температуры, даже в сочетании с болями в пояснице, может происходить и по другим причинам.
  • Помутнение мочи и неприятный запах. Это, пожалуй, самый яркий симптом пиелонефрита при беременности. Но нужно понимать, что это же может происходить и при гламерулонефрите – повреждении нефронов (активных почечных элементов).

Как правило, пиелонефрит при беременности сопровождается циститом – воспаление мочевого пузыря. Поэтому возможны дополнительные симптомы, характерные циститу:

• боли внизу живота,
  • частые и нерегулярные позывы на мочеиспускание,
  • боли во время самого процесса мочеиспускания (здесь надо дифференцировать от венерических заболеваний).

Хронический пиелонефрит, в основном, протекает бессимптомно и выявляется только при сдаче анализа мочи. Также могут быть любые симптомы, как при остром пиелонефрите, но более слабые и смазанные.
При любых подозрениях на пиелонефрит при беременности следует немедленно обратиться к специалисту, который осуществляет ведение беременности. Только он может поставить правильный диагноз и назначить лечение.
Для подтверждения диагноза, хотя в большинстве случаев и достаточно только сбора анамнеза, всё же врач должен назначит следующие анализы:

• биохимический и общий анализ,
  • общий анализ мочи,
  • анализ мочи по Нечипоренко,
  • Проба Земницкого,
  • УЗИ почек.

Лечение пиелонефрита при беременности

Основное лечение – это назначение антибиотиков. Здесь важно учитывать воздействие препаратов на плод. Как правило, в первом триместре беременности назначают полусинтетические пенициллины, во втором и третьем триместре беременности – макролиды и цефалоспорины. В послеродовом периоде запретов на антибиотики нет, но грудное вскармливание будет недопустимым.
В любой период беременности строго запрещено использовать аминогликозиды, тетрациклины и сульфаниламиды из-за их крайне высокой токсичности для плода.
Помимо антибиотиков, врач может назначить мочегонные лекарства, особенно из травяных настоев, например медвежье ушко, плоды можжевельника или шиповника, почки березы и так далее. Но в любом случае посоветуйтесь с врачом.

Профилактика пиелонефрита при беременности

Разумеется, в профилактику пиелонефрита входит личная гигиена беременной, частые прогулки на свежем воздухе и правильное питание.
Многие специалисты рекомендуют такую позу – встать на коленки, упереться локтями в пол и опустить голову и грудь вниз, при этом поднять таз вверх. Это помогает отклонению матки на брюшную стенку и тем самым облегчает давление на почки и мочевыводящие пути, что способствует улучшению оттока мочи и кровообращению в почках.

Осложнения

Если не лечить пиелонефрит при беременности, то воспалительный процесс может углубиться в ткани почки и привести к развитию гламерулонефрита, а это уже более серьёзное заболевание, которое в итоге может привести к почечной недостаточности.
Иногда может развиться абсцесс почки или флегмона. Хоть это и весьма редкое осложнение, но никто не знает, кто может стать этим самым редким случаем.
Наиболее частое осложнение – переход острого пиелонефрита при беременности в хроническую форму, со всеми вытекающими последствиями.

Принято разделять три группы риска для беременных, страдающих пиелонефритом:

• I – это острый и не осложнённый пиелонефрит.
  • II – хронический обострённый пиелонефрит,
  • III – хронический пиелонефрит, обострённый артериальной гипертонией и почечной недостаточностью. В данной ситуации беременность может быть допустима только при наличии долгой и стойкой ремиссии и с нормально функционирующей одной почкой. В противном случае беременность становиться опасна для жизни женщины.

Цистит

Если беременные и те женщины, которые планируют стать мамами, болели циститом, они должны сообщить об этом. Для тех, у кого частые циститы, а беременность наступила, желательно воздержаться на весь период беременности от половых отношений. Цистит может влиять на плод и на течение беременности. Во время беременности нельзя применять полноценное лечение и многие антибактериальные средства, особенно в первые 12 недель.

Полезно применение отвара трав, оказывающих мочегонное действие. Для лечения используют различные сборы, включающие ромашку, подорожник, полевой хвощ, аир болотный. Фитотерапия в сочетании с диетой и согревающими процедурами часто бывает достаточно эффективной как при лечении острого цистита, так и для избегания обострений при хроническом течении болезни.

ОСТЕОПАТИЯ И ПИЕЛОНЕФРИТ, ЦИСТИТ

При цистите и пиелонефрите помощь остеопата уменьшит симптомы заболевания и приведет к более быстрому выздоровлению. Если же пациент с хроническим циститом посетит нашу клинику в период ремиссии, то, вполне возможно, удастся предотвратить очередное обострение.

После перенесенного заболевания методы остеопатии помогут уменьшить вероятность развития повторного заболевания.

Кроме того, остеопатия является отличным способом профилактики заболеваний внутренних органов. Со временем, особенно при образе жизни современного человека, в организме развиваются те или иные нарушения, которые способствуют возникновению патологий малого таза. Остеопатия помогает эффективно их предотвращать.

26.04.2024

Смирнов Андрей Валерьевич

Главный врач сети клиник ОСТЕОМЕД, невролог-остеопат, кандидат медицинских наук, член ЕНРО, доктор остеопатии Европы (регистрационный номер 248041051021), преподаватель «Школы остеопатии на Неве» при кафедре неврологии СПбИУВЭ

Цоллер Кристина Александровна